Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций через:
- привлечение к оценке качества образования общественных и общественно-профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов, специализирующихся на вопросах оценки качества образования;
- координацию действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, негосударственных структур, общественных, общественно-профессиональных организаций по повышению качества условий образовательного процесса, реализуемых образовательными организациями образовательных программ, результатов освоения образовательных программ, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами и потребностями потребителей образовательных услуг;
- совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- мероприятия по повышению эффективности, качества и доступности образовательных услуг.
Требования к качеству образования отражены в следующих документах:
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (подпункт "к" пункта 1)
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ Минобрнауки России от 05 декабря 2014 г. № 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
- Приказ Министерства Финансов РФ от 22 июля 2015 г. № 116н "О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и порядке ее размещения"
Новое в нормативном правовом регулировании
- Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства от 28 января 2017 г. № Пр-161: принять меры в отношении образовательных организаций, имеющих наихудшие показатели в региональных рейтингах (пункт 4 "в"); разработать и утвердить систему поощрения руководителей образовательных организаций, деятельность которых высоко оценивается населением, занимающих высшие места в региональных рейтингах (пункт 4 "в");
- Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. № 31-СФ: разработать и утвердить систему поощрения руководителей образовательных организаций, деятельность которых высоко оценивается населением, занимающих высшие места в региональных рейтингах (подпункт 9 пункта 5); разработать и утвердить планы мероприятий, направленных на улучшение работы образовательных организаций, занимающих низкие места в региональных рейтингах, обеспечить контроль за их реализацией и организовать информирование населения об итогах их выполнения (подпункт 7 пункта 5).
В качестве основных критериев независимой оценки качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выступают:
- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.